На главную

А.В. Губенко

Великое заблуждение.

 

Секрет Страдивариуса.

 

23.11.02.

 

Не могу сказать, что сделали в этом направлении акустики, а мне кажется, что секрет скрипки Страдивариуса заключается не только в форме и материале, но, главное, в напряжении деталей конструкции.

И это означает, что успех звучания зависит не от суммы слагаемых, а в их соподчинении.

Объясняю: толщина стенок должна быть такой, чтобы обеспечивать нужную вибрацию в звуковом диапазоне, а форма необходимую напряжённость материала.

Всякий знает, что из обычной двуручной пилы с помощью смычка можно извлечь любую мелодию, это самое происходит и в скрипке, с той разницей, что её жёсткая конструкция не позволяет менять тональность, а потому требует настройки на некий универсальный лад, который в состоянии обслужить весь звуковой диапазон.  Как это удавалось конструктору?  Не такая уж сложная задача, даже без каких либо специальных приборов, при наличии одного только музыкального слуха и правильно поставленной цели. Что означает последнее? А то, знание того, какая напряжённость деталей должна  обеспечивать искомое звучание, что достижимо с помощью простого камертона.

Так вот, если рассматривать это соподчинение требований, то это напряжённость деталей, каковая достигается формой инструмента при достаточной гибкости материала.

И всё!

Скажете, слишком просто?

А сложности не может и быть, поскольку, то, что является секретом для нас, для изобретателя и мастера является рутинным технологическим процессом.

 Итак, Страдивариус умел напрягать элементы конструкции скрипки до нужного состояния, что доступно любому мастеру инструментов.

Конкретно, в чём же секрет звучания скрипки? В форме боковой стенки. Если она выгибается из одной полосы (фанеры), то всё дело в форме этой полосы, поскольку именно она задаёт напряжения крышке и донышку инструмента.

В то время как породы дерева и многослойные лаки металлизующие древесину, обеспечивают громкость звучания за счёт уменьшения поглощения звука внутренней поверхностью инструмента, форма, в результате построения гармоник, придаёт звуку красоту и неповторимость.

Мы ещё помним очень громкие концертные скрипки, называемые белая кость, которые были изготовлены просто из жести, то, к чему стремится мастер в поисках громкости, выбирая для этого очень твёрдые породы дерева и покрывая их ещё разными твердеющими лаками, в то время как красоту звучания обеспечивает форма инструмента, создаваемая с помощью напряжения деталей конструкции.

В стремлении разгадать секреты звучания лучших инструментов тысячелетия, современные акустики возлагали большие надежды на лаки, однако ответа здесь не найти в связи с несоразмерностью длины звуковой волны и толщиной лакового покрытия, что, видимо, было заимствовано от способа, так называемого, просветления оптических поверхностей, где толщина покрытия колеблется вокруг половины длинны световой волны.

 

Вот почему я считаю, что якобы, божественная непознаваемость секрета Страдивариуса является очередным Великим заблуждением человека.

 
На главную

Все права защищены